Домой Россия Правительство РФ приняло план сохранения финансовой устойчивости РЖД

Правительство РФ приняло план сохранения финансовой устойчивости РЖД

89
0

Правительство РФ одобрило план мероприятий по обеспечению безубыточной деятельности РЖД в 2015 году при условии выполнения инвестиционной программы монополии, сообщил ИТАР-ТАСС источник в одном из профильных министерств. Однако, по его словам, окончательный баланс между повышением тарифов, государственными субсидиями и сокращением издержек будет определен к ноябрю.

Президент России Владимир Путин 8 июля поручил правительству проработать вопрос об индексации с 1 января 2015 года грузовых железнодорожных тарифов на 10%. Размер индексации тарифов традиционно становится предметом ожесточенных споров между монополией, чиновниками и перевозчиками. Главным аргументом в споре является вклад тарифов в инфляцию, которая ожидается в следующем году на уровне 6%. Срок исполнения поручения президента истек 22 июля.

“Принят план мероприятий, который позволит обеспечить безубыточность деятельности РЖД, – рассказал собеседник ИТАР-ТАСС в одном из профильных министерств. – Конкретные параметры – уровень индексации тарифа, объем бюджетных субсидий и требования по экономии издержек – будут окончательно определены при утверждении финансового плана РЖД в ноябре”, – добавил он. По его словам, индексация тарифов – лишь одно из целого набора мероприятий, которые необходимо осуществить. Источник отказался ознакомить ИТАР-ТАСС с документом.

Альтернативой повышению тарифов для РЖД являются выделение целевых государственных субсидий и сокращение издержек.

Против индексации железнодорожных тарифов на 10% выступают клиенты монополии. Некоммерческое партнерство “Русская сталь”, объединяющее металлургов, направило письмо в адрес премьер-министра Дмитрия Медведева, в котором предостерегает правительство от решений, которые создадут дополнительную нагрузку на промышленность, поскольку в большинстве случаев альтернативы железнодорожным перевозкам у них нет. Металлурги оценили эту нагрузку в 20 млрд руб. и пожаловались премьеру на дополнительные издержки из-за опозданий на железной дороге.

По оценке экспертов Логистической компании «Хаски-Логистик», спрос на железнодорожные перевозки из России в Европу продолжит снижение, и предпочтения будут нарастать в сторону перевозов автомобильных грузоперевозок. Если сделать расчет на услуги грузоперевозок на сайте, прекрасно видна разница в стоимости и сроках доставки груза.

Инфляция плюс

На максимальном снижении транспортных тарифов последовательно настаивает Минэкономразвития, желание сдержать инфляцию стало одним из основополагающих аргументов в пользу замораживания тарифов естественных монополий в 2014 году.

Однако некоторые экспертные оценки показывают, что влияние железнодорожных тарифов на общий уровень инфляции не очень существенно. Например, расчеты Центра стратегических разработок (ЦСР) показывают, что индексация на уровне инфляция плюс 3% приведет к росту индекса потребительских цен всего на 0,02% в год.

Банк России также дал сдержанную оценку влиянию повышенной индексации железнодорожных тарифов на инфляцию. Уже после поручения президента РФ глава ЦБ Эльвира Набиуллина в середине июля оценивала суммарный инфляционный эффект от индексации железнодорожных тарифов и введения налога с продаж на уровне 1,5%, при этом налог с продаж, по ее словам, гораздо сильнее отразится на инфляции, чем тарифы РЖД.

По оценкам Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), при индексации тарифов в 2015 году на 10% суммарная индексация за 2014-2015 годы все равно окажется ниже инфляции за два года.

“Если учитывать заморозку тарифов РЖД в 2014 году, то это означает, что индексация тарифов на 10% будет ниже совокупного уровня инфляции за 2014-2015 годы даже по самым минимальным прогнозам МЭР”, – указывает ведущий эксперт отдела исследований грузовых перевозок ИПЕМа Александр Слободяник.

Кроме того, по его словам, стоимость материалов и ресурсов, необходимых для стабильного функционирования железнодорожного комплекса, постоянно растет, росла она и в 2014 году, что пропорционально увеличивает издержки монополии. “Этот рост издержек, кстати, частично вызван ростом стоимости продукции металлургии”, – добавляет эксперт.

Заморозка убытков

Федеральная служба по тарифам в 2013 году утвердила новую методику расчета размера экономически обоснованных затрат и нормативной прибыли, учитываемых при определении долгосрочных индексов тарифов при грузовых перевозках.

“В соответствии с этой методикой РЖД сформировали пятилетний финансовый план и инвестиционную программу в сумме 2,2 трлн руб., рассчитанные исходя из индексации тарифов на грузовые железнодорожные перевозки в размере 6% ежегодно в течение пяти лет, – отметил представитель РЖД. – Но в 2014 году тарифы на грузовые перевозки по решению правительства РФ не индексировались, что при текущем уровне инфляции фактически является не заморозкой, а снижением тарифа”.

В результате уже в первом квартале РЖД впервые в своей истории получили отрицательный показатель чистой прибыли, отчитавшись об убытке в размере 10,2 млрд руб.

Представители монополии считают, что убыток по итогам 2015 года может привести к еще более худшим последствиям для финансового состояния монополии, а ставки привлечения заемных средств, которые составляют существенную долю в инвестиционной программе РЖД, могут резко вырасти из-за ухудшения баланса компании.

Кроме того, вероятность применения к России международных экономических санкций на рынках капитала из-за событий на Украине может ухудшить условия, если не полностью заблокировать РЖД возможности валютных займов в иностранных банках, условия в которых традиционно лучше, чем могут предоставить российские кредитные учреждения.

Все это вместе может потребовать срочной финансовой государственной поддержки инвестиционной программы монополии. Отсутствие такой поддержки приведет к сокращению инвестиций в инфраструктуру и тяговый подвижной состав на железной дороге, отмечает высокопоставленный источник ИТАР-ТАСС в монополии.

“Выиграют ли от этого грузоотправители, интересы которых сейчас ставятся во главу угла? – задает вопрос собеседник ИТАР-ТАСС. – В будущем это аукнется затруднениями с вывозом продукции, увеличением процента узких мест, а также ростом цен транспортных компаний на других участках цепи поставок, таких как, например, перевалка экспортных грузов в морских портах или аренда подвижного состава на перевозку”.

“Мы уже неоднократно предупреждали, что снижением инфраструктурной составляющей воспользуются другие транспортные операторы, услуги которых не регулируются государством, в результате чего никакого выигрыша грузоотправители не получат”, – прогнозирует источник.

Пока рано продавать фамильное серебро

Согласно расчетам ЦСР, оценки вклада в ВВП страны от ликвидации узких мест на железной дороге, которая может быть профинансирована за счет индексации грузовых тарифов, оказываются в 20 раз больше, чем оценка потерь экономики от опережающего инфляцию роста тарифов.

При этом при росте тарифов на уровне инфляция плюс 3% рентабельность угольной отрасли снизится на 0,6%, нефтеперерабатывающей промышленности – на 0,8%, черной металлургии – на 0,7%. В остальных сферах экономики рост транспортной составляющей будет еще ниже, что приведет к уменьшению рентабельности производственных предприятий в пределах от 0,1 до 0,5%.

По мнению директора Института экономики РАН Руслана Гринберга, правительство должно правильно выбрать решение “с учетом попыток создать новую модель экономики, связанную с выработкой промышленной политики и расстановки приоритетов”, однако вариантов решения всего два – либо повышать тарифы для грузоотправителей, либо субсидировать железнодорожную монополию.

“Разумеется, в контексте рецессии экономики, в контексте возможных экономических санкций к России транспортные тарифы не должны быть высокими, – рассуждает он. – С другой стороны, и железнодорожная компания не должна быть убыточной”.

По его словам, государство, безусловно, должно регулировать работу РЖД “с точки зрения издержек, которые весьма прозрачны”. Но “если при таких тарифах наступает предел рентабельности, то тогда нужно субсидировать компанию за счет бюджета, другого не дано”, – отмечает эксперт.

По мнению Гринберга, если правительство ставит приоритетом оживление экономики, то бюджет вполне может потянуть такую нагрузку.

“На мой взгляд, у нашего бюджета сейчас нет чрезвычайной ситуации: у нас маленький государственный долг, мы еще можем увеличить на несколько пунктов дефицит бюджета – это не тот случай, когда пора продавать фамильное серебро”, – полагает эксперт.