По данным замминистра строительства и ЖКХ России Андрея Чибиса, в России более 80% многоквартирных жилых домов находятся под управляющими компаниями, которые жильцы не выбирали.
«Управляющие компании достались жильцам в наследство от застройщиков или подсуетились чиновники из муниципалитетов для управления», – заявил замминистра строительства и ЖКХ России Андрей Чибис.
В настоящее время активно обсуждается тема лицензирования управляющих компаний, которая может помощь разрушить монополизацию ЖКХ и привести на рынок добросовестных участников.
Напомним, что 11 февраля депутаты от партии «Единая Россия» внесли в Госдуму законопроект, который вводит механизм лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами. В соответствии с предложенным законопроектом до 1 мая 2015 года все лица, занимающиеся управлением многоквартирными домами, должны получить лицензию и квалификационный аттестат.
Однако, депутат ДАО Олег Шеин выступает против принятия закона о лицензировании управляющих компаний и ТСЖ.
На 16 марта в Астрахани назначен общегородской митинг против лицензирования и участники митинга готовы выдвинуть требования отзыва депутата Госдумы РФ Леонида Огуля, который подписал данный законопроект.
Исполнительный директор НП “ЖКХ Развитие” Алексей Макрушин также отмечает, что в условиях лицензирования маленькие компании и ТСЖ становятся уязвимыми, и таким образом при введении этого механизма на рынке останутся только крупные компании, что только увеличит его монополизацию.
По мнению руководителя Комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Галины Хованской, низкий профессиональный уровень тех, кто сегодня занимается управлением жилищным фондом, одна из главных проблем сферы.
«Основная масса работников и управленцев пришла из бывших госпредприятий, поэтому, прежде чем вводить лицензирование, нужно озаботиться созданием системы повышения квалификации для них», – сказала Галина Хованская.
Её опасения связаны с тем, что лицензирование разрушит конкуренцию на рынке управления многоквартирными домами, поскольку и сейчас есть случаи, когда муниципалитеты устанавливают коррупционные правила игры для управляющих компаний, а тех, кто не соглашается, выдавливают с рынка.
В настоящее время законопроект предусматривает персонифицированную ответственность губернатора, руководителя жилищного надзора и руководителей управляющих компаний, но в документе не хватает ответственности муниципальных органов власти, которые являются связующим звеном в общении с потребителями услуг ЖКХ.